Санкт-Петербургский государственный университет Высшая школа менеджмента Рецензенты: Качалов, Центральный экономико-математический институт Российской академии наук; С. Причиной этому стали как потребности бизнеса, так и накопленный опыт релевантных исследований, который позволял адекватно реагировать на эти потребности в рамках концепции КСО, описывающей взаимодействие бизнеса и общества. Прежде всего, изменилась практика ведения бизнеса, и КСО прошла путь от управленческой экзотики глобальных корпораций до стандартных рутин, внедряемых и используемых во всем мире фирмами разных размеров и форм собственности. Открытие управленческих позиций уровня вице-президента компании, создание специальных подразделений и координирующих групп, внедрение этических кодексов и моделей самооценки, подготовка и публикация нефинансовых отчетов — далеко не исчерпывающий перечень управленческих инноваций, находящих все более широкое применение в практике бизнеса. По данным консалтинговой фирмы . Не стоят в стороне от этого процесса и российские компании. Кроме того, сформировался четкий запрос со стороны бизнеса на изучение проблем КСО. Одной из пяти базовых характеристик успешного предприятия будущего, которые были сформулированы в ходе глобального исследования, проведенного компанией в г.

Этика деловых отношений

, , , , . Основная методологическая проблема, однако, заключалась не в поиске критериев для выделения этапов эволюции концепции КСО и идентификации альтернативных тем, а в попытках интерпретации этих этапов и тем в рамках как нормативной, так и позитивной науки. Эмпирические исследования, в свою очередь, трактовались не просто как источник истинного знания, но как источник ценностно-нейтральный, отвечающий критерию фальсификации. Является ли эта концепция нормативной, а если да, то корректна ли постановка вопроса о ее ядре?

В какой степени выделение альтернативных тем должно подразумевать сопоставимость нормативных и позитивных аспектов?

Исполнительская и функциональная моральная ответственность. Добродетель и порок: этика добродетелей. Нравственные отношения между людьми.

Тематическое содержание дисциплины Тема 1. Предмет и задачи курса Предмет этики: Взаимотношения между этикой бизнеса и другими науками. Этические нормы деловых связей, деловых отношений в России вв. Зарождение и развитие торговой и промышленной этики в России. Принципы ведения дел в России. Основные категории этики как науки. Социальная сущность, назначение и функции морали. Общая структура морали и её основные элементы.

Свобода выбора и ответственность. Исполнительская и функциональная моральная ответственность.

Этические подходы к ведению бизнеса

Тема 1 Природа и сущность этики Работа добавлена на сайт . Природа и сущность этики. Место и роль этики деловых отношений в современном обществе. Основные концепции происхождения морали. Общее и особенное в морали. Структура и функции морали.

Почему так важна социальная ответственность бизнеса. Менее показные и наиболее моральные виды жертвоприношения – это, конечно, оцениваются обществом как добродетели, заслуживающие особого.

Идея общественной морали, которая очевидно просматривается в трудах современных исследователей, в том числе и авторов данного сборника, включает следующие представления 1: Так понимаемая общественная мораль противопоставляется перфекционистской индивидуальной морали. Смешение в каких-то этико-теоретических построениях разнородных ценностно-нормативных содержаний — социально-этического и индивидуально-перфекционисткого — расценивается как результат критической недодуманности их методологических оснований.

Такое видение идеи общественной морали и способов ее концептуализации, кажется, не учитывает возможности осознанного и методологически обоснованного соединения в рамках единого описания морали данных ценностно-нормативных содержаний. Убедительное воплощение такой теоретической позиции обнаруживает современная этика добродетели. По традиции, идущей от Аристотеля, теория добродетели на протяжении всей истории западной философии считалась одним из разделов общей этики, причем уже в моральной философии Нового времени — далеко не самым важным.

В философско-этических трактатах Х —Х веков тема добродетелей и тем более разбор отдельных добродетелей отходит на задний план, а то и вовсе исчезает. Однако во второй половине прошлого столетия в русле разнообразных трансформаций философской этики теория добродетели не просто возрождается, но и получает неожиданное развитие, преобразовываясь в типологически самостоятельную общую этику, предлагающую, главным образом в противовес этике долга и утилитаристской этике, свою особую концепцию морали.

Традиционно учение о добродетели выступало как этическое учение о личности и ее совершенстве. Если принять тезис о неоднородности морали и о недопустимости применения критериев одного уровня морали к другому, в частности, о недопустимости общественные проблемы анализировать по неким идеально-личностным критериям, то можно было бы предположить, что этика добродетели не может быть теорией, в достаточной степени приспособленной к исследованию общественной морали.

И действительно, образ общественной морали, который выстраивается в работах современных исследователей, включая авторов данного издания, не соответствует образу морали, предлагаемому в этике добродетели: Исходным в контексте этики добродетели является характер человека.

Программа Вступительных испытаний в рамках экзамена основы прикладной этики

Природа и сущность этики. Место и роль этики бизнеса в современном обществе Основные концепции происхождения морали. Общее и особенное в морали. Структура и функции морали.

Моральная ответственность. Исполнительская и функциональная моральная ответственность. Моральное сознание. Добродетель и.

Пенза Сорокина Галина Григорьевна кандидат философских наук, доцент, консультант по управлению, председатель Комитета по деловой этике Пензенской областной Торгово-Промышленной Палаты г. Хмельницкого, 39 а, 3-й этаж, зал заседаний. С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Ученый секретарь диссертационного совета В. Категория ответственности в этике традиционно применяется для обозначения механизма морального сознания, превращающего абстрактно выраженный общественный долг в конкретные обязанности.

Долгое время ответственность рассматривалась только в контексте частных обязанностей личности по отношению к своему непосредственному окружению и находилась вне центра внимания этико-философских исследований. К середине столетия, когда человечество получило в свое распоряжение научные знания и мощные технические средства, способные оказывать масштабное влияние на окружающую среду и будущие поколения, проблема ответственности предстала в качестве одной из центральных нравственных проблем современности.

2. Содержательная часть программы

Добро и зло Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Добро — категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу. Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные.

Категории этики но менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому".

Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие Так, в Древней Греции в соответствии с учением Платона добродетель . Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки.

Некоторые компании уже экспериментируют, вводя у себя различные формы организации и используя разные культурные традиции, что позволит им быстрее добиться успеха в нашем постоянно меняющемся мире. Результатом является более гармоничное соотношение материальных нужд, с одной стороны, и моральных и духовных ценностей — с другой, столь необходимых нам для того, чтобы выжить на нашей планете, где расстояния стремительно уменьшаются.

В основе нравственного поведения лежат несколько общечеловеческих добродетелей. Среди этих добродетелей такие, как справедливость, взаимное уважение, честность, цельность, верность своему слову, беспристрастность, желание служить людям и умеренность. Общепризнанно, что нравственное поведение выгодно в деловых отношениях. Потребители предпочитают приобретать товары у продавца, который заслужил их доверие.

Служащие работают лучше и подходят к делу более творчески, если к ним относятся справедливо и с уважением. Компании, которые стараются служить людям, приобретают надежную клиентуру и извлекают из этого немалую выгоду, становясь более конкурентоспособными. Этическая оценка и репутация сегодня играют немаловажную роль при заключении сделок, выборе партнеров по бизнесу, применении санкций регулятивных органов и т. Мудрая, дальновидная политика скорее приводит к стабильному успеху, чем решения, направленные на достижение сиюминутных целей и быстрое извлечение прибыли.

Большинство самых крупных и преуспевающих предприятий сегодня стремятся привнести нравственные критерии в межличностные отношения внутри коллектива. Нередко моральные ценности вносятся в кодексы поведения и представительный статус компании. Однако в обществе по-прежнему преобладает точка зрения, согласно которой бизнес и нравственность не в ладах друг с другом. И именно это представление превратилось в одну из самых серьезных преград на пути предпринимательства, создания новых предприятий и рабочих мест.

Тема 1. Природа и сущность этики. Место и роль этики деловых отношений в современном обществе.

Психологические причины уклонения от морального выбора. Расширение возможностей нравственного выбора с помощью измененных состояний сознания и смещений во времени. Последствия морального выбора для взаимоотношений с близкими. Свобода и ответственность в близких эмоциональных отношениях. Нравственные аспекты феномена манипуляции. Однако в последние годы психология начала оформляться как массовая профессия, что дало толчок широкому распространению различных психологических технологий в разных сферах социальной практики - в образовании, бизнесе, политике, СМИ, медицине, и т.

Поскольку сам бизнес подвергся изменениям, в настоящем Моральная ответственность, добродетель и нравственный образ мыслей.

Формирование и развитие механизма ответственности в рамках деятельности института аудита происходит под влиянием таких институциональных факторов, как интересы общества и государства, интересы экономического субъекта и надлежащих пользователей его бухгалтерской финансовой отчетности, а также интересы аудиторской профессии. Ответственность аудиторов перед обществом состоит в соответствии результатов аудиторской деятельности уровню публичности оказываемых аудиторских услуг.

Чем выше предполагаемая публичность, тем выше уровень обеспечиваемой уверенности аудиторских услуг, тем шире круг субъектов, которые являются потребителями этих услуг. Результаты аудита бухгалтерской финансовой отчетности экономического субъекта предназначаются широкому кругу заинтересованных в деятельности экономического субъекта сторон, которые можно разделить на два сегмента: Социально-правовые агенты применительно к аудиторской деятельности — это государственные регулирующие органы и представители профессионального сообщества.

Государственные регулирующие органы выполняют возложенные на них функции регулирования аудиторской деятельности, а также контроля и надзора за соответствием деятельности аудиторских организаций и аудиторов, их объединений требованиям законодательных и нормативно-правовых актов в сфере аудиторской деятельности. Обязательность соблюдения этих требований обеспечивается не только нормами юридической ответственности, но и системой мер воздействия за нарушение обязательных требований к осуществлению аудиторской деятельности.

Социальная ответственность предпринимателя

На сегодняшний день в ведении 35 крупнейших пенсионных и суверенных фондов из 15 стран находятся активы общей стоимостью более 10 трлн долл. При этом большая часть из них направлена не на финансирование реального сектора экономики, а на предоставление займов хедж-фондам для осуществления спекулятивных сделок. В этой связи Р. Мартин в одной из своих последних работ высказывает мысль о том, что сегодня имеется тенденция перехода от создания стоимости к торговле ею.

мужей» («цзюнь-цзы»), у Конфуция наделенных высшими добродетелями. Они берут на себя полную ответственность за свои компании и Конфуцианцы, подчеркивая значение моральных норм – человеколюбия.

Понятие ответственности в этико-философской мысли 1. Роль религиозных ценностей в развитии представлений об от- 50 ветственной экономической деятельности на примере христианской традиции ГЛАВА 2. Концепция корпоративной социальной ответственности биз- 83 неса 2. Категория ответственности в этике традиционно применяется для обозначения механизма морального сознания, превращающего абстрактно выраженный общественный долг в конкретные обязанности.

Долгое время ответственность рассматривалась только в контексте частных обязанностей личности по отношению к своему непосредственному окружению и находилась вне центра внимания этико-философских исследований. К середине столетия, когда человечество получило в свое распоряжение научные знания и мощные технические средства, способные оказывать масштабное влияние на окружающую среду и будущие поколения, проблема ответственности предстала в качестве одной из центральных нравственных проблем современности.

Наиболее радикальное переосмысление проблемы ответственности произошло в деловой этике. Это связано, во-первых, с осознанием того, что субъекты экономической деятельности, оказывающие прямое или косвенное влияние на окружающую среду, климат, сохранность ресурсов и распределение материальных благ, несут причинную ответственность за возникновение и обострение ряда глобальных проблем человечества.

Во-вторых, стало очевидно, что разрешение этих проблем сегодня невозможно без активной деятельности субъектов прежде всего, крупных корпораций , аккумулировавших значительные экономические ресурсы, которые можно использовать ради общего блага.

Понятие корпоративной социальной ответственности — Ольга Мелитонян